К ГОДУ СЕМЬИ

Семейный фестиваль как одна из форм социально-культурной деятельности.

Опыт работы МБДОУ г. Мурманска № 72.

Авторы проекта: Колсанова И.В., музыкальный руководитель, Катанова С.В., Нургалеева О.А., Антонова Е.В., Малюкова И.А., Ковальницкая И.А. — воспитатели.

Наш детский сад — один из лидеров в городе по внедрению новых форм в области взаимодействия с семей. Например, одна из форм — проект «Семейный театр» реализуется в нашем учреждении с 2016 года. Практический опыт работы реализации нашего проекта был неоднократно представлен на семинарах, форумах, конференциях муниципального, регионального и федерального уровней: «ИКТ как современный ресурс взаимодействия и поддержки образовательной инициативы семьи в условиях ДОО» (2020), Научно-практическая конференция «Музицирование в общем и дополнительном образовании» (2023-24),  Всероссийские педагогические чтения (2023-24), Педагогические чтения «Ценностно-смысловые ориентиры патриотического воспитания на уровне на уровне дошкольного образования», Форум работников дошкольного образования Мурманской области «Арктический сад и семья: единое пространство счастливого детства» (2024), опубликован в методических рекомендациях «Реализация современных форм развития творческого потенциала семьи в образовательном пространстве ДОО», ГАУДПО МО «ИРО», 2020.

Это высокая планка, для нас важно не только сохранять лидирующие позиции, но и искать новые смыслы и точки роста.

В год Семьи мы вместе родителями решили провести мероприятие городского масштаба, которое представило бы достижения, лучшие практики в области семейного воспитания различных учреждений города.

Таким событием явился Фестиваль «Моя семья», организованный и проведенный нашим учреждением в марте 2024 года.

 Семейный театр «Лапушка» в год Семьи

В разделе «Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий»  ФОП ДО говорится о необходимости не только разнообразить форматы праздников в ДОО, но и создавать условия для проявления детской инициативы в придумывании сюжета праздника, создания декораций, атрибутов и т.д.

Непосредственное участие родителей в проведении и подготовке праздничных мероприятий – это также обязательный элемент успешности мероприятия. Авторы подчеркивают, что кроме традиционных форм проведения утренников праздники могут бы организованы в виде мастерилок, ярмарок, чаепитий и фестивалей.

Реализация воспитательного потенциала социального партнерства в ДОО предусматривает проведение различных мероприятий воспитательной направленности на базе организаций – партнеров. Одна из организаций-партнеров нашего учреждения – ГОБУК МОДЮБ.

Поэтому мы с родителями решили провести Фестиваль «Моя семья», посвященный Году семьи на базе ГОБУК МОДЮБ и пригласить на концерт семейные коллективы из других учреждений города.

К подготовке такого большого и значимого мероприятия подключились не только педагоги, родители нашего учреждения, но и сотрудники библиотеки, педагоги приглашенных на мероприятие детских садов и учреждений культуры.

Для успешной подготовки нашего Фестиваля мы с родителями составили план и распределили обязанности между членами нашей творческой группы, ведь требовалось не только написать сценарий и подготовить музыкальные номера, но и продумать эскиз афиши, освоить микшерский пульт, изучить технические особенности оборудования, на котором будет демонстрироваться презентация, разработать положение Фестиваля – все это требовало от нас четкой координированности и согласованности действий между всеми участниками.

                   План организации (подготовки и реализации) Фестиваля «Моя семья» на базе ГОБУК МОДЮБ (подготовка январь-март, реализация 30 марта)

Семья – самое главное в жизни каждого человека. Именно в семье мы учимся любви, ответственности, заботе, уважению.

Мероприятие нацелено на воспитание ценностного отношения к семье, гордости за свою семью, формирование позитивного опыта семейных отношений.  Совместная творческая деятельность способствует взаимопониманию детей и взрослых, взаимовыручке, ответственности за себя и членов команды, укреплению нравственных начал в семейных отношениях, повышению культуры общения.

Цель: создание оптимальных условий для творческой самореализации детей и взрослых.

Задачи: обучать детей способам самостоятельной организации полезного досуга и конструктивного межличностного общения детей и взрослых с окружающими; расширять представления о правилах поведения в общественных местах, развивать интерес детей к согласованию действий между собой и заинтересованности в общем результате совместной деятельности, развивать начала социально-значимой активности. Знакомить родителей с организацией культурно-досуговой деятельности детей, обеспечивая их эмоциональное благополучие и отдых.

Мероприятие Фестиваль «Моя семья» представляет собой:

  1. Концерт семейных коллективов, семейных дуэтов, воспитанников ДОО, ДМШ, ДШИ.
  2. Выставку детских работ
  3. Организацию мастер-класса для детей и родителей.

Оформление и оборудование:

Микшерский пульт, музыкальный центр, микрофоны (2 штуки), журналы, книги, связанные с семьёй, семейными традициями, хлопотами и увлечениями, предметы быта, семейные фотографии участников (входит в предварительную работу) реквизит, бутафория: мультимедийная установка, флэш-накопитель со слайдовой презентацией (слайды с логотипом выступающих, иллюстрированным материалом, заданиями, семейными фотографиями участников программы), детские рисунки; музыкальное сопровождение: позывные, геймы (перед началом каждого номера), инструментальная музыка, вокальная музыка, грамоты участникам, плакаты к мероприятию.

Методы и приемы, используемые во время проведения программы: словесные (беседа, рассказ, обмен мнениями); наглядные (слайдовая презентация с демонстрацией иллюстративных материалов, фотографий, социологические (наблюдение, вопросы-ответы, экспромт-интервью).

Основные этапы работы:

  1. Подготовительный
  • Разработка планов деятельности, методического сопровождения. Рекламная кампания (информирование взрослых через индивидуальную беседу, афишу-объявление, социальные сети)
  • Комплектование детского и взрослого коллективов (не только в своем учреждении, но и в других учреждениях города – детских садах, ДМШ, ДШИ), творческой группы в своем учреждении, реализующей проект.
  • Формирование репертуара – стихотворного,) музыкального – как для разучивания, так и для фона).
  • Подготовка сценарного плана как для ведущих, так и для отвечающего за микшерский пульт
  1. Созидательный.
  • Написание сценария, оформление программки, афиши, разучивание репертуара.
  • Репетиции в библиотеке с хронометражем концерта.
  • Оформление вестибюля для проведения мастер-класса и выставки детских работ.
  • Отработка системы взаимодействия с участниками программы. Апробирование инновационных форм и методов активизации творческой и познавательной деятельности участников мероприятия.
  • Создание благоприятной среды, способствующей саморазвитию детей и взрослых, гуманизации межличностных отношений. Реализация Фестиваля «Моя семья» с целью потребности социума.
  1. Итоговый
  • Проведение мероприятия
  • Анализ достигнутого уровня и результативности форм, методов организации развлекательной программы, а также лич­ностного роста каждого участника. Мотивация участников досуговой программы на дальнейшее саморазвитие, самовоспитание, самосовершенствование.

30 марта в ГОБУК МОДЮБ состоялся Фестиваль семейного творчества «Моя семья».

Перед началом Фестиваля все гости и участники посетили выставку детских рисунков и мастер-класс, на котором ребята вместе с родителями изготовили интересные поделки.

На этом Фестивале выступили не только воспитанники нашего детского сада и их родители, но и коллективы из других учреждений города.

Главный акцент программы концерта — выступления семейных коллективов. Представители семейного клуба «Морошковый край» из МАДОУ № 151 исполнили на ложках зажигательную русскую народную песню, артисты нашего семейного театра «Лапушка»  вышли  на сцену, чтобы показать свои танцевальные и певческие способности. Особая гордость нашего семейного театра – это хор пап, который исполнил на концерте песню «Солнышко мое», посвященную дочерям. Среди гостей нашего фестиваля – семейные творческие коллективы из МАДОУ № 50, детского сада № 10 из Североморска. 

Среди почетных гостей фестиваля – Мурманский композитор и друг нашего детского сада —  Наталья Александровна Капитанова и ее ученики. Порадовал своим выступлением участников Фестиваля младший хор ДМШ №1  им. А.Н. Волковой, среди участников которого – наши выпускницы вокальной группы «Звездочки». Они исполнили патриотическую песню Г. Струве «Моя Россия».

Завершился Фестиваль песней Н.А. Капитановой «Заполярный край», которую с воодушевлением исполнили все вместе – и артисты, и зрители.

Наш Фестиваль, наполненный положительными эмоциями и атмосферой творчества, имел большой успех. 

О нашем праздничном мероприятии в своем интервью для ТВ-21 рассказала директор ГОБУК МОДЮБ и подчеркнула не только значимость таких совместных семейных праздников, но и необходимость тиражирования этого работы.

Ссылка на ролик «Интервью с родителями перед концертом», март2024г. https://disk.yandex.ru/i/j5LdFSqc5_cxJw

Цифровой след

Ссылка на видео программы ТВ-21

https://vk.com/video-80246985_456246628?list=3916c5898a009bbf74

Ссылка на сообщение о проведенном фестивале на странице ВК ГОБУК МОДЮБ

https://vk.com/wall-160249165_21941

____________________

Семейный театр как одна из эффективных практик вовлечения семьи в образовательный процесс. Опыт работы МБДОУ г. Мурманска № 72.

Авторы проекта: Колсанова И.В., Малюкова И.А., Нургалеева О.А., Ковальницкая Н.А.

Наверное, нет такого детского сада, где бы педагоги не использовали в своей работе театрализованную деятельность, ведь театр – особый, прекрасный, волшебный мир. В этом мире все необычно, а артисты – главные волшебники театра. В МБДОУ г. Мурманска № 72 есть особая форма театра – это семейный театр «Лапушка».

Семейный театр «Лапушка» – это совместная художественная деятельность детей и взрослых по освоению различных видов театра

Семейный театр «Лапушка» – это воспитание навыков театральной культуры, приобщение к театральному искусству детей и их родителей

Семейный театр «Лапушка» — активная форма сотрудничества детского сада с родителями.

      Родители воспитанников всегда проявляли инициативу при подготовке праздничных утренников – готовили атрибуты, праздничное оформление, а роль Деда Мороза на Новогодних представлениях традиционно исполняется папами наших воспитанников.

      Педагоги совместно с родителями решили создать единый театральный проект, в котором для каждого найдется интересная роль или задание, ведь над постановкой спектакля работает много людей: режиссер, постановщик танцев, художник, декоратор и т.д. Таким проектом стал проект «Семейный театр «Лапушка». Родителям очень понравилась эта идея, дающая всем желающим возможность вместе с детьми попробовать себя в театральном мастерстве и освоить разные виды театра – драматический, кукольный.

      За 8 лет в семейном театре было поставлено много спектаклей, один из них – «Весна в родном краю» был представлен на сцене развивающего центра «Лапландия» и стал призером, а семейная опера «Колобок» участвовала в 2023 году в городском конкурсе инсценировок литературных произведений «Книга на сцене». Эта театральная постановка была отмечена  дипломом за 2 место.

Оперу для семейного исполнения «Колобок» написал Михаил Лазарев —  врач-педиатр, доктор медицинских наук, композитор и музыкант, автор нового жанра в музыкальном искусстве – развивающей музыки «Музыка детства и материнства». 

М. Лазарев разработал программы «Здравствуй!», «Цветок здоровья», ориентированные на здоровьесбережение детей, по которым работают более чем в 100 городах России.

Он также является автором «Интоники» —  программы раннего развития детей с помощью музыки, в которую и входят оперы для семейного исполнения. В этой программе представлена опера «Колобок», с которой предлагаем познакомится всем желающим.

______________________

Квартирник «Папа может всё!». Опыт работы МАДОУ г. Мурманска № 115.

Авторы проекта: Вавкина Наталья Анатольевна, Зеленкова Елена Михайловна, музыкальные руководители; Матвиенко Наталья Анатольевна, педагог-психолог; Ясногор Нина Михайловна, инструктор по физической культуре.

«Один отец значит больше, чем сто учителей».

                                                                                                 Д. Герберт

Что для ребенка всегда является  опорой и поддержкой? Конечно же – это его семья. Именно она является главным институтом воспитания ребенка, именно в семье  формируются личные качества малыша.

Чаще всего большую часть времени рядом с ребенком проводит мама. А стереотипом нашей «культуры отцовства» стало избегание  ребенка в его детстве. Современные папы считают, что общаться с наследником нужно тогда, когда он вырастет: «Что он там понимает?! Пусть подрастет, будем с ним, на хоккей ходить, на рыбалку… А пока пусть женщины  занимаются – не  мужское это дело». И становится папа в жизни своего ребенка, не партнером и другом, а мифической  фигурой, непонятной и недоступной.  Упускаются,  такие важные, первые контакты с ребенком в дошкольном детстве. В последствие, такая отстраненность родителя, может стать источником недоверия, конфликтов, непонимания  между  отцами и детьми на  последующие годы, вплоть до юности.

Учитывая все вышеизложенное, в детском саду был разработан и реализован проект «Папа может всё!», призванный вовлечь отцов в процесс воспитания детей.

Его целью является  гармонизация детско-родительских взаимоотношений, и эмоциональное сближение папы и ребенка через совместную игровую деятельность. Для реализации поставленной цели, творческой группой были изучены различные педагогические методы, приемы и формы  взаимодействия с родителями. Нам хотелось найти такую форму взаимодействия, где папы были бы активными участниками процесса. Было решено организовать совместную творческую площадку — квартирник «Папа может всё!», в ходе которого каждый мог продемонстрировать свои творческие способности без предварительной подготовки.

Теплая встреча началась с видео ребуса «Расскажу я вам про папу!», в котором дети рассказывали о достоинствах своих отцов.

Певческие способности взрослые и дети продемонстрировали в караоке «Ну-ка, все вместе!».

 А какой же праздник без оркестра? Участники квартирника экспромтом исполнили на бумажных тарелках «Русский танец» П.И.Чайковского.

Папы с удовольствием поучаствовали в импровизации сказки «Колобок на новый лад». Их артистизм вызвал у зрителей шквал аплодисментов, восторг и бурю эмоций.

Продолжением мероприятия стала «Спортивная перезагрузка», которая позволила всем участникам проявить свои волевые качества в эстафетах и играх. Закончилась теплая семейная встреча флэшмобом «Да здравствует семья!» и награждением грамотами и медалями.

Совместная творческая площадка специалистов ДОУ получила много положительных откликов от родителей и детей. Она помогла увидеть каждому ребенку, что его папа может всё: быть сильным, ловким, выносливым, а еще петь, танцевать, играть на музыкальных инструментах и быть артистом.

И всё это вместе, всё это рядом!