К ГОДУ СЕМЬИ

Семейный театр как одна из эффективных практик вовлечения семьи в образовательный процесс. Опыт работы МБДОУ г. Мурманска № 72.

Авторы проекта: Колсанова И.В., Малюкова И.А., Нургалеева О.А., Ковальницкая Н.А.

Наверное, нет такого детского сада, где бы педагоги не использовали в своей работе театрализованную деятельность, ведь театр – особый, прекрасный, волшебный мир. В этом мире все необычно, а артисты – главные волшебники театра. В МБДОУ г. Мурманска № 72 есть особая форма театра – это семейный театр «Лапушка».

Семейный театр «Лапушка» – это совместная художественная деятельность детей и взрослых по освоению различных видов театра

Семейный театр «Лапушка» – это воспитание навыков театральной культуры, приобщение к театральному искусству детей и их родителей

Семейный театр «Лапушка» – активная форма сотрудничества детского сада с родителями.

      Родители воспитанников всегда проявляли инициативу при подготовке праздничных утренников – готовили атрибуты, праздничное оформление, а роль Деда Мороза на Новогодних представлениях традиционно исполняется папами наших воспитанников.

      Педагоги совместно с родителями решили создать единый театральный проект, в котором для каждого найдется интересная роль или задание, ведь над постановкой спектакля работает много людей: режиссер, постановщик танцев, художник, декоратор и т.д. Таким проектом стал проект «Семейный театр «Лапушка». Родителям очень понравилась эта идея, дающая всем желающим возможность вместе с детьми попробовать себя в театральном мастерстве и освоить разные виды театра – драматический, кукольный.

      За 8 лет в семейном театре было поставлено много спектаклей, один из них – «Весна в родном краю» был представлен на сцене развивающего центра «Лапландия» и стал призером, а семейная опера «Колобок» участвовала в 2023 году в городском конкурсе инсценировок литературных произведений «Книга на сцене». Эта театральная постановка была отмечена  дипломом за 2 место.

Оперу для семейного исполнения «Колобок» написал Михаил Лазарев –  врач-педиатр, доктор медицинских наук, композитор и музыкант, автор нового жанра в музыкальном искусстве – развивающей музыки «Музыка детства и материнства». 

М. Лазарев разработал программы «Здравствуй!», «Цветок здоровья», ориентированные на здоровьесбережение детей, по которым работают более чем в 100 городах России.

Он также является автором «Интоники» –  программы раннего развития детей с помощью музыки, в которую и входят оперы для семейного исполнения. В этой программе представлена опера «Колобок», с которой предлагаем познакомится всем желающим.

______________________

Квартирник «Папа может всё!». Опыт работы МАДОУ г. Мурманска № 115.

Авторы проекта: Вавкина Наталья Анатольевна, Зеленкова Елена Михайловна, музыкальные руководители; Матвиенко Наталья Анатольевна, педагог-психолог; Ясногор Нина Михайловна, инструктор по физической культуре.

«Один отец значит больше, чем сто учителей».

                                                                                                 Д. Герберт

Что для ребенка всегда является  опорой и поддержкой? Конечно же – это его семья. Именно она является главным институтом воспитания ребенка, именно в семье  формируются личные качества малыша.

Чаще всего большую часть времени рядом с ребенком проводит мама. А стереотипом нашей «культуры отцовства» стало избегание  ребенка в его детстве. Современные папы считают, что общаться с наследником нужно тогда, когда он вырастет: «Что он там понимает?! Пусть подрастет, будем с ним, на хоккей ходить, на рыбалку… А пока пусть женщины  занимаются – не  мужское это дело». И становится папа в жизни своего ребенка, не партнером и другом, а мифической  фигурой, непонятной и недоступной.  Упускаются,  такие важные, первые контакты с ребенком в дошкольном детстве. В последствие, такая отстраненность родителя, может стать источником недоверия, конфликтов, непонимания  между  отцами и детьми на  последующие годы, вплоть до юности.

Учитывая все вышеизложенное, в детском саду был разработан и реализован проект «Папа может всё!», призванный вовлечь отцов в процесс воспитания детей.

Его целью является  гармонизация детско-родительских взаимоотношений, и эмоциональное сближение папы и ребенка через совместную игровую деятельность. Для реализации поставленной цели, творческой группой были изучены различные педагогические методы, приемы и формы  взаимодействия с родителями. Нам хотелось найти такую форму взаимодействия, где папы были бы активными участниками процесса. Было решено организовать совместную творческую площадку – квартирник «Папа может всё!», в ходе которого каждый мог продемонстрировать свои творческие способности без предварительной подготовки.

Теплая встреча началась с видео ребуса «Расскажу я вам про папу!», в котором дети рассказывали о достоинствах своих отцов.

Певческие способности взрослые и дети продемонстрировали в караоке «Ну-ка, все вместе!».

 А какой же праздник без оркестра? Участники квартирника экспромтом исполнили на бумажных тарелках «Русский танец» П.И.Чайковского.

Папы с удовольствием поучаствовали в импровизации сказки «Колобок на новый лад». Их артистизм вызвал у зрителей шквал аплодисментов, восторг и бурю эмоций.

Продолжением мероприятия стала «Спортивная перезагрузка», которая позволила всем участникам проявить свои волевые качества в эстафетах и играх. Закончилась теплая семейная встреча флэшмобом «Да здравствует семья!» и награждением грамотами и медалями.

Совместная творческая площадка специалистов ДОУ получила много положительных откликов от родителей и детей. Она помогла увидеть каждому ребенку, что его папа может всё: быть сильным, ловким, выносливым, а еще петь, танцевать, играть на музыкальных инструментах и быть артистом.

И всё это вместе, всё это рядом!